Кольщик наколи мне купола,
Рядом чидотворный крест с иконами,
Чтоб играли там колокола
С переливами и перезвонами.
Наколи мне домик у ручья,
Пусть течет по-воле струйкой тонкою.
Чтобы от него портной судья
Не отгородил меня решеткою.
Нарисуй алеющий закат.
Розу за колючей ржавой проволкой.
Строчку Мама, я не виноват!
Напиши, и пусть стереть попробуют.
Если места хватит - нарисуй
Лодку, с парусами ветром полными.
Уплыву, волки, вот вам...
Чтобы навсегда меня запомнили.
И легло на душу, как покой.
Встретить мать - одно мое желание.
Крест коли, чтоб я забрал с собой
Избавление, но не покаяние.
Не осуждай меня мама, я ведь только тем и жил,
Что знал - ты меня ждешь; я знаю, ты плачешь
вечерами, и видишь сны где я совсем еще маленький,
подкрадываюсь к тебе, и закрываю твои глаза ладошками;
ты нарочно говоришь:отец?,Татьянка?, я смеюсь:
нет, нет, не угадала; отцу с Танюхой привет; деньги
в конверте не шли - суки все вынут, но я ж назло им
вернусь, потому что ты меня ждешь.
«МАМА, Я НЕ ВИНОВАТ!»
Даже вариантов у нее, как и у любой порядочной блатной песни, было несколько, а именно — три. В разные этапы жизни Михаил Круг чувствовал эту песню по-разному и по-новому ее исполнял. Круг ввел в песню речитатив — за счет него он добился глубокой проникновенности, а также собственной персонификации в песне.
Почему эта современная песня была написана по всем лекалам старого блатняка? У песни «Кольщик» тот же почерк-татуировочная тема, переплетающаяся с религиозной, раскрывает в лирическом герое бывалого страдающего сидельца, для которого решетка — это судьба, да и вся жизнь. А жизнь свою, свои мечты и желания герой хочет видеть на своем теле в виде тотемных символов — куполов, икон, колоколов и т.д.
Все это характерно еще даже для старых каторжанских песен. А для блатных песен 1920-30-х, в свою очередь, характерен образ матери главного героя. Именно матери через песню он рассказывает о своем житье-бытье за решеткой, о несправедливости судьбы и людей, о том, какие сволочи мусора, и все в таком духе. У Круга всего этого в достатке: «Мама, я не виноват!», «Не осуждай меня, мама, я ведь только тем и жил, Что знал— ты меня ждешь», «Встретить мать— одно мое желание», «Но я ж назло им вернусь, потому что ты меня ждешь».
Такое отношение к матери — оно, конечно, хорошо характеризует человека, только обычно мама почему-то вспоминается уже только в беде, в нашем случае — в тюрьме.
Комментариев нет:
Отправить комментарий